Переход с МКПП на АКПП на примере автомобилей Toyota

Желание заменить механическую КПП на автомат возникает по разным причинам: кому-то хочется «драйва», у кого-то автомат вышел из строя, а ремонт нецелесообразен.
Рассмотрим перечень запчастей и работ необходимых для перехода с автомата на механику на примере автомобилей Toyota, в частности моторов M, G, JZ, UZ.

В общем виде процедура замены АКПП на МКПП выглядит следующим образом.

Cама механическая КПП.

Здесь необходимо обратить внимание на следующие вещи:
Колокол. Колоколом (англ. Bell Housing) называется та часть КПП, которая прикручивается к двигателю. Если у Вас стоит под капотом JZ — то и коробку нужно искать с колоколом под JZ. Некоторые коробки (например W-серия) имеют съемный колокол и, таким образом, можно купить КПП с G-мотора, отдельно колокол от JZ и собрать коробку под JZ.
Хочу также обратить внимание, что очень часто для сравнительно свежих мощных моторов моторов (UZ, GR, UR) механической трансмиссии не предлагалось и здесь опять есть варианты: адаптеры или сварка.
Адаптер для мотора Toyota UZ
Адаптер представляет из себя переходную плиту, которая одной часть прикручивается к мотору, а другой к КПП. В этом случае выбор механики уже не ограничивается тойотовскими W55-W58, R154, V160 и очень популярным вариантов является коробка Getrag 260/5, которая ставилась на целый ряд BMW.
Плюсы: готово к использованию; обычно такие решения обкатаны и проблем с подбором маховика и сцепления нет;
Минусы: дороже сварки; очень часто продается просто чертеж и по нему нужно искать человека, который изготовит деталь;
Сварка — здесь всё просто: часть автоматного колокола от вашей АКПП приваривается к подходящей трансмиссии. Помимо очевидного плюса — относительной дешевизны, у такого решения есть минусы. Нужно найти автоматный колокол, что может быть проблемой если Вы продали АКПП либо её вообще не было(например при свапе) — отдельно колокол редко кто продает, только в сборе с АКПП. Разрез и сварка должны быть произведены с высокой точностью — любой значительный перекос и вы получите вибрации на кузове, износ подшипников КПП. Шов должен быть исполнен на высшем уровне, чтобы обеспечить необходимую прочность колокола. Если комбинация мотор+КПП редкая, есть большая вероятность, что подобрать комплект сцепления и маховик будет непросто.

Расположение рычага КПП.

toyota w58 transmission shifters

Картинка говорит сама за себя — в зависимости от модели куда устанавливалась коробка передач определённого типа, расположение рычага КПП может быть разным. Это следует помнить при выборе новой трансмиссии чтобы не оказаться в ситуации, когда рычаг КПП будет упираться в магнитолу либо ручник.

Обслуживание коробки передач.

Любой агрегат удобно обслуживать когда он снят. Если позволяют средства поменяйте сальники первичного и вторичного валов, проверьте состояние втулок кулисы.

Главный и рабочий цилиндры сцепления.

Главный цилиндр находится на моторном щите и соединяется с педалью сцепления. Рабочий обычно расположен на колоколе трансмиссии и отвечает за выжим лепестков корзины сцепления с помощью вилки. Главный и рабочий цилиндры сцепления соединены либо гидроприводом(трубка с тормозной жидкостью) либо тросом. Если связка мотор+кпп популярная, то проблем с поиском самих цилиндров и ремкомплектов к ним обычно не возникает. В идеале устанавливать цилиндры либо новые, либо хорошее б\у с установкой ремкомплекта.

Маховик + корзина + диск сцепления + выжимной.

Из этой удалой четвёрки, обычно проблема может возникнуть с поиском подходящего маховика.
В отличие от маховика АКПП, который представляет собой тонкую пластину соединяющую коленвал и гидротрансформатор АКПП, маховик под механику – это чугунный диск весом 5-8 кг в зависимости от модели. Даже если Вы остаётесь в пределах одного бренда (например, Toyota), то не спешите расслабляться — если мотор условно говоря больше двух литров, то объем выпуска автомобилей с механикой обычно значительно меньше чем с автоматом. Таким образом и маховиков под ручную КПП меньше и их сложнее найти. Еще интересней обстоит ситуация с топовыми моторами в пределах одной линейки. Например, маховик для 1G-GTE (турбо) отличается от такового для атмосферных вариантов, а маховики для моторов 4A-FE и 4A-GE (на фото ниже) имеют 6 и 8 отверстий для крепления к коленвалу и не взаимозаменяемы.
4a-fe маховик

4a-ge маховик

Кардан либо его передняя половинка (до подвесного) и подушка коробки.

Если переход с АКПП на МКПП производится на автомобиле с задним приводом, то с большой вероятностью придётся менять карданный вал либо его переднюю половину если он разборной. Это происходит из-за того, что зачастую автомат и механика имеют разную длину (автомат обычно длиннее). Помимо карданного вала, изменение длины трансмиссии тянет за собой замену подушки коробки передачи и\или её опоры. Поэтому если новая коробка передач продаётся с подушкой и опорой, то это определённо плюс.

Педали.

Toyota Supra JZA80 педали
Так как у автомобиля с МКПП добавляется +1 педаль — сцепления, то здесь есть несколько вариантов:
1) если автомобиль выпускался с ручной КПП, то докупаем педали сцепления и тормоза т.к. педаль тормоза на ручке уже́ чем на автомате. Если позволяет место, то педаль тормоза можно оставить широкой.
Toyota Aristo педали
2) если версии с МКПП не было, то задача усложняется т.к. придётся подгонять либо изготавливать с нуля кронштейн педали сцепления под Ваш автомобиль.

Заглушить охлаждение АКПП.

Практически у всех автоматических коробок передач предусмотрено охлаждение гидравлической жидкости в виде выходной и входной трубок, которые идут через радиатор охлаждения двигателя. В более редких случаях, предусмотрен отдельный радиатор. Чисто из практических соображений рекомендуется вырезать всё к чёрту болгаркой аккуратно заглушить охлаждение АКПП — вдруг вы решите вернуться к комфорту через какое-то время 🙂

Замена редуктора.

Чтобы обеспечить оптимальное соотношение разгона и максимальной скорости, передаточное число главной пары должно соответствовать выбранной Вами коробке передач. Если с передним приводом всё относительно просто — ГП идет в сборе с коробкой, то у заднеприводных авто для конкретной модели обычно существует несколько вариантов передаточных чисел. У Тойот обычно автоматам соответствуют более короткие дифференциалы 4.1, 4.3 и наоборот 3.7, 3.9 для ручных КПП.

Проводка и мозги

В идеале при смене типа коробки передач установить соответствующий блок управления двигателем. Если комбинации мотор+кпп по заводу не было, то задача сводится к тому, чтобы указать блоку управления что КПП находится в позиции P либо R, в противном случае запуск двигателя будет блокироваться. Реализуется это посредством замыкания контактов ЭБУ, которые «смотрят» на положение рычага КПП. В автомобилях, где АКПП управляется отдельным блоком управления, возможно придётся повозиться с отключением либо обработкой ошибок, которые генерирует этот блок и показывает на приборной панели.

Детали салона

В зависимости от модели авто установка другого типа трансмиссии может потребовать замену консоли где выходит рычаг КПП. У некоторых машин может отличаться форма центрального тоннеля в зависимости от того установлена механика или автомат. Изучите этот вопрос, чтобы быть во всеоружии.

В заключение.

Прогресс не стоит на месте и автоматические коробки передач становятся умнее, быстрее и экономичнее. Если ещё некоторое время назад типичная АКПП представляла собой задумчивую 4-ступенчатую коробку для неспешной езды, то сегодняшние автоматы с пятью и более передачами не оставляют ручным КПП никаких шансов практически во всех сферах, кроме специфичных спортивных дисциплин и клуба любителей трёх педалей. Тем не менее, каждый тип КПП имеет право на жизнь и дальнейшее развитие. Я надеюсь, что данная статья помогла понять, нужно ли Вам вот это вот всё 🙂 и спланировать работы по переходу АКПП-МКПП. Спасибо за внимание!

Поделитесь записью: